Подготовка к школе

 

Подготовка к школе

 

Памятка для родителей

 на тему «Режим будущего школьника»

 

     Школа предъявляет первокласснику большие требования. Ре­бенок включается в систематический учебный труд, у него появля­ются   новые   обязанности  и заботы, ему приходится подолгу  находиться без движения. Организуя режим для ребенка, родители могут успешно подготовить его к обучению в школе.

      Для детей правильно организованный режим— условие не только сохранения и укрепления здоровья, но и успешной учебы.

      Режим — это рациональное и четкое чередование сна, еды, от­дыха, различных видов деятельности в течение суток. Рассмотрим подробнее составные части режима.

      Огромное значение в поддержании работоспособности первоклассника имеет сон. Для детей 6—7 лет нормальная продолжи­тельность сна—10—12 ч. Недостаточная продолжительность сна вредно отражается на нервной системе ребенка: понижается дея­тельность коры головного мозга в ответ на раздражение.

      Но для полноценного отдыха центральной нервной системы и всего организма важно обеспечить не только необходимую про­должительность, но и достаточную глубину сна. Для этого нужно следующее: приучить ребенка ложиться и вставать в одно и то же время. Когда ребенок ложится спать в определенный час, его нервная система и весь организм заранее готовятся ко сну; время перед сном должно проходить в занятиях, успокаиваю­щих   нервную   систему. Это могут быть спокойные игры, чтение; перед сном необходимо проветрить комнату. В момент засы­пания ребенка, а также во время его сна нужно создать спокой­ную обстановку (устранить яркий свет, выключить телевизор или радиоприемник, перестать громко разговаривать); ребенок должен спать в просторной, чистой, не слишком мяг­кой постели.

     Питание. Пища нужна ребенку не только для выработки энергии и восстановления разрушенных в процессе жизнедеятель­ности веществ и клеток, но и для построения новых клеток и тка­ней. В организме ребенка процессы роста происходят особенно интенсивно. В пище должны содержаться в правильном соотноше­нии все вещества, которые входят в состав тканей человеческого организма: белки, жиры, углеводы, минеральные соли и витамины.

      Белки, содержащиеся в молоке, мясе, рыбе, яйцах,— основной источник материала для построения тканей.

      Жиры служат прежде всего для покрытия энергетических за­трат, из них образуется жировая ткань в организме. Но избыточ­ное количество жира в питании ведет к нарушению обмена ве­ществ. В пище детей должны содержаться жиры животного и рас­тительного происхождения.

      Углеводы, имеющиеся в сахаре, крупе, картофеле и мучных продуктах, в основном обеспечивают организм энергией. Если по­требление углеводов избыточное, то часть их превращается в жиры.

      Минеральные вещества и витамины способствуют нормальному росту, развитию и жизнедеятельности организма, обмену веществ.

      Полноценное питание детей предусматривает соотношение бел­ков, жиров и углеводов 1:1:3  (или  1:1:4). Если это соотношение нарушено, то даже высококачественная пища усваивается плохо.

      Пища должна быть разнообразной и вкусно приготовленной. Тогда она возбуждает аппетит, съедается с удовольствием, лучше усваивается и приносит больше пользы. Ребенка учат есть не спе­ша, хорошо пережевывая пищу. Он не должен разговаривать во время еды и заниматься посторонними делами, так как все это неблагоприятно отражается на выделении желудочного сока и по­следующем пищеварении.

      В распорядке дня старшего дошкольника строго предусматри­вается режим питания, который не должен нарушаться.

      Ребенок старшего возраста овладевает рядом гигиениче­ских навыков, которые помогают ему сохранить здоровье и способствуют правильному развитию. Он должен соблюдать пра­вила личной гигиены и иметь привычку к самообслуживанию.

      День будущего школьника начинается с утренней гимнастики, которая благотворно действует на его общее состояние и самочув­ствие. Проснувшийся ребенок сонлив, у него отмечается некоторая скованность движений. После утренней гимнастики появляется чувство бодрости и повышается работоспособность. Учитывая, что мышцы ребенка 6—7 лет недостаточно развиты, характер и коли­чество упражнений должны быть строго дозированы. Детям этого возраста рекомендуется не более 5—7 упражнений. Во время гим­настики ребенок должен быть легко одет: майка, трусы и тапочки. Утреннюю гимнастику необходимо проводить при открытой форточ­ке. После гимнастики следуют водные процедуры (обтирание, об­ливание).

     Кожа детей нежна, легко ранима, поэтому требует постоянного ухода. Ребенок должен каждый день утром и вечером мыть лицо, руки, уши и шею с мылом. Необходимо заботиться и о чистоте ног, приучать детей мыть их ежедневно, особенно летом. У ребен­ка должна быть собственная расческа. К навыкам личной гигиены относится и уход за полостью рта. Чистить зубы необходимо ежедневно,   а  после  каждой  еды — полоскать  рот  теплой  водой.

     Соблюдение гигиенических навыков становится привычкой ре­бенка; но пока эта привычка не сложилась, следует ежедневно напоминать дошкольнику о необходимости соблюдать правила личной гигиены, постепенно предоставляя ему большую самостоятельность.

 

 

Ребенок и готовность к школьному обучению:

как провести последний год перед школой 

 

       Дорогие родители, для вас и вашего ребенка, безусловно, последний год в детском саду – это очень важный, и ответственный период времени. Сколько бы вы ни занимались с ним на протяжении предыдущего времени, необходимо мобилизовать общие усилия, и направить  нашу совместную работу по детскому развитию в нужное русло. Конечно,  речь идет о подготовке ребенка  к школе. Сделать однозначный вывод о том, что ребенок готов к школе, и перестать с ним заниматься -  это неправильно. Так как в разное время года, и в зависимости от протекания детского кризиса 7 лет, у ребенка могут быть самые разные результаты по одним и тем же тестам. Так же на результатах диагностики может сказаться соматическая ослабленность, детские переживания, или проблемы внутри семьи, в которой находится ребенок.

      Готовить ребенка к школе,  не означает, что нужно целыми днями заставлять его просиживать над тетрадью с прописями. Рука ребенка, независимо от того, какой рукой  он пишет, должна быть послушной, и слушать команду, которая идет из головного центра. И четкость прямых линий, и плавность элементов гласных и согласных букв – это действительно желаемый результат. Но ограничиваться только прописями не правильно. Все начинается с мотивации ребенка: зачем он идет в школу? Хочет ли? Что его там может расстроить или обрадовать? Смотрит ли ваш ребенок веселые фильмы о школе, читает ли всем известные стихи про «первый класс»? Создаёте ли Вы и ваши близкие радостную атмосферу, когда речь идет о предстоящей школе?

      Большая просьба, не пугайте их школой. Не говорите, что над ними будут смеяться дети, что они будут получать «огромные домашние задания» и там будут злые учителя. Ведь после этого бывает очень сложно переубедить детей, что учиться в школе – интересно и не страшно, и домашних заданий задают ровно столько, чтобы ребенок с ними мог справиться, а учителя бывают молодые и веселые. Иногда, когда  разговариваешь с детьми на тему школы,  возникает ощущение, что перед тобой   обреченные «призывники», а ведь это самое начало их жизни. А ведь  хочется, чтобы все прошло гладко, согласны? Считается, что если у ребенка до поступления в школу не выпал ни один молочный зуб, то ребенок физиологически не готов к школе. Аналогичная проверка этого состояния просьба к ребенку: - Коснись левой рукой правого уха… Всмотритесь  в своего ребенка: если у него  постоянно открытый рот и бледное лицо, возможно это  признаки аденоидов.

      Школьные психологи просят обратить родителей внимание, что во время учебы у таких детей очень быстро наступает кислородное голодание, и дети буквально полулежат на партах, в отличие от их более здоровых сверстников. Обратите внимание на общий  тонус: слишком вялый и бледный ребенок, в школе будет отставать и уставать. Возможно, ему необходим хороший курс витаминов, и помимо этого обязательная физическая подготовка, которую вообще рекомендуют всем детям, для улучшения физического состояния. Также физическое развитие ребенка можно определить,  наблюдая за его координацией движений, выносливостью, ловкостью и неутомимостью. Меньше телевизора, минимум компьютера, вместо этого санки, мячи, наши такие любимые и такие забытые дворовые игры: салки, прятки, казаки разбойники. Играйте с ними, учите, они с удовольствием будут репетировать и проигрывать роли будущих учеников. Играйте в «школу для зверят», будьте спонтанны, раскрепоститесь,  общаясь с вашими, такими творческими  детьми. Чересчур непоседливый ребенок в школе тоже не будет в рядах отличников, такого ребенка необходимо отвести еще в начале года к невропатологу, с целью выяснения оптимальных медикаментозных методов помощи вашему подопечному.

        Многие родители до сих пор, считают что невропатолог – это «специалист для больных детей», и консультироваться у него не обязательно  и его рекомендации можно не соблюдать, но очень хочется возразить, ведь нам, педагогам, психологам и родителям,  без помощи невропатолога бывает зачастую не возможно решить многолетнюю проблему, особенно если она достаточно серьезна. Поэтому не будьте консервативны, и обращайтесь к этим специалистам, здоровье наших детей и современная экология,  к сожалению, дает очень мало шансов на чудесное решение всех проблем, без каких либо усилий со стороны родителей. Проверить внимание, умение работать по образцу, скорость выполнения задания, самостоятельность и математические способности достаточно попросив ребенка  нарисовать узор   по образцу, или попросив перерисовать нарисованные взрослым точки (это лучше всего делать в тетради с крупными клетками). Тут сразу будет видно, что если вместо 5 точек он рисует 8 или 3 -  то, у ребенка проблемы. Как уже упоминалось, для выяснения насколько готова рука к письму, достаточно попросить ребенка перерисовать не очень сложное слово или фразу, написанную письменными буквами. Корявость букв – не развитая мелкая моторика, невнимательность, и не умение «располагаться в пространстве листа» сразу выйдут на первое место, если у ребенка плохо сформированы эти функции. Ну и последняя заключительная проверка: это наша любимая игра из детства «Да и нет - не говорить, черное и белое - не называть».

Задавая хитрые вопросы, мы провоцируем ребенка называть запретные слова, насколько ребенок научился себя контролировать, будет понятно из его ответов. Чем больше он отвечает на вопросы согласно правилам игры, тем лучше он умеет себя контролировать.

        Обратите внимание,  есть ли у вашего ребенка друзья в группе, во дворе, в секции или кружке которые он посещает. Наши дети растут сейчас по одному в семье, и это сильно обедняет их эмоциональную сферу. Задача взрослого помочь ему научиться общаться со сверстниками, найти середину между патологической застенчивостью и не оправданным эгоцентризмом. Приглашайте к нему в гости друзей из сада. Находите время для кружков и секций. Помогайте ему в завязывании интересных знакомств, и тогда придя в школу, он почувствует себя полноправным, активным и эффективным для нашего общества учеником.

 

                                          Терпения вам родители и успехов!

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»