Рекомендации психолога

 

Рекомендации психолога

 

Семь правил, выполнение которых

     поможет родителям развивать самостоятельность ребенка

 

1. Включать ребенка в такую деятельность, где он может добиться успеха, и не требовать выполнения пока еще трудного для него или не­определенного задания.

2. Постепенно расширять круг достижений ребенка, поощряя и под­держивая его в трудные моменты и одновременно обучая необходимым «правилам игры» (естественным ограничениям и запретам, которые ребенку понятны).

3. Помогая преодолевать трудности, не делать за ребенка то, что он уже может делать сам («вместе» с ребенком, а «не вместо» него.)

4. Позволить ребенку принимать самостоятельные решения и от­вечать за себя, стимулируя возникновение у него естественного чувства ответственности и внутренней дисциплины.

5. Подсказать ребенку, когда он может помочь кому-либо, защитить более слабого, поделиться игрушками, сладостями и т. п., чтобы он по­лучал опыт самоутверждения в роли дающего (умение отдавать — при­знак позитивной силы).

6. Поддерживать в ребенке чувство самоценности и уверенности в себе всегда, даже в ситуациях критики или запрещения его нежелательных действий (плохой поступок, а не сам ребенок).

7. В любой ситуации оставаться, прежде всего любящими родителями, в чутком отношении которых — главный источник душевных сил ребенка, его успешного психического развития.

 

Увлечения и занятия

 

    Могут ли родители увлечь ребенка каким-то занятием? Или он сам будет пробовать лет до 15-17-ти, пока не найдет то, что ему нужно? Рассчитывать ли только на счастливый случай? Следует ли избегать всякого давления и советов со стороны взрослых? Эти вопросы задают себе практически все родители.

Что можно сделать, чтобы увлечь маленького ребенка каким-нибудь занятием?

     Разумеется, любому малышу будут полезны и интересны занятия под руководством специалиста в компании сверстников - в кружке, в изостудии и т.д. А если нет такой возможности: далеко возить, нет специалистов?..

      Попробуйте наладить творческий процесс дома: не сковывая инициативу малыша, подсказывайте ему, чем можно заняться и что для этого использовать.

 

1.     Создайте ребенку дома условия для игр и творчества.

Оборудуйте несколько зон, которые он будет использовать по своему усмотрению:

- уголок для спокойного отдыха и чтения, для релаксации - с ковром, подушками, уютной лампой;

- место на полу для занятий с большими игрушками - конструктором, железной дорогой, кукольным театром;

- достаточно большой стол для рисования, настольных игр - одному или с друзьями;

- место, где ребенок мог бы оборудовать себе секретное убежище с помощью одеял и других подручных средств - как палатку, шалаш или домик;

- ящик для игрушек и вещей, полезных в игре, время от времени можно часть забытых игрушек из обычного шкафа или стеллажа перекладывать в этот сундук, добавлять туда другие предметы, которые могут пробудить фантазию ребенка.

 

    2. Осваивайте с ребенком обычные виды детского творчества (рисование, лепка, конструирование, аппликация, музицирование, инсценировка и др.) и показывайте, как можно разнообразить эти занятия:

- в качестве изобразительных средств можно использовать все что угодно:

·        для рисования - обычный песок и сыпучие продукты - крупы,

·        для аппликации - нитки, листья, ракушки и камешки,

·        для скульптуры - картофельное пюре, папье-маше и пену для бритья,

вместо кисточки - собственные пальцы или ладошки, скалку и т д.

- для конструирования и строительства предлагайте разнообразные материалы от готового конструктора до подручных средств -например, картонных коробок разных размеров.

- старайтесь поддерживать исследовательские и экспериментаторские интересы малыша - на прогулке, в поездке, дома.

- помогайте ребенку освоить возможности его собственного тела - предлагайте игры на развитие координации движений, пространственных представлений, подвижные игры.

 

      3. Выбирайте подарки, которые могут стать основой будущего увлечения:

- стимулирующие воображение, фантазию,

- подарки, помогающие освоить новые навыки - различные инструменты, наборы для ручной работы, возможно, приборы - например, фотоаппарат или микроскоп,

- интересные справочные издания, энциклопедии (возможно, и в электронном виде), музыкальные записи, видеофильмы, альбомы с репродукциями, абонементы в театр.

 

      4. Рассказывайте сыну или дочери о собственных детских увлечениях. Может быть, вы до сих пор храните альбомы со своей детской коллекцией марок или значков - рассмотрите их вместе с ребенком, поищите информацию о том, чего только не коллекционируют люди, помогите выбрать и положить начало новой коллекции.

 

       5. Конечно, не забывайте время от времени бывать на экскурсиях и в разнообразных музеях.

      Найдите возможность познакомить сына или дочь с профессионалами - наверняка среди ваших знакомых найдутся художник, скульптор, архитектор, врач или ученый-исследователь. Можно побывать в мастерской художника, на операции в больнице или на реставрационных работах в музее.

      А если ребенок увлечен каким-то занятием настолько, что забывает об учебе?

Не исключено, что такое сильное увлечение станет основой для выбора будущей профессии. Значит, можно попробовать убедить ребенка или подростка, что освоение школьных знании поможет ему стать настоящим профессионалом.     

     Будущему модельеру нужно создавать выкройки - для этого хорошо бы владеть основами геометрии и навыками черчения, знать историю и этнографию, спортсмену нужны знания анатомии и физиологии и т. д.

     Стоит ли настаивать на занятиях в кружке или секции, если ребенок не испытывает к ним интереса?

     Прежде всего, это проблема выбора - сделал его сам ребенок, или вы помогли ему сориентироваться, или попросту навязали свои представления о том, что ему пригодится в жизни.

     Например, нередко кто-то из родителей мечтает вырастить из сына или дочери музыканта-профессионала, потому что у самого в детстве не сложилось - не было условий или собственные родители не были так уж настойчивы.

      Разумеется, все мы знаем примеры, когда эта настойчивость плодов не приносила, а давала прямо противоположные результаты: ребенок либо выбирал себе совершенно другое направление, либо становился пассивным, нетворческим исполнителем.

      Стоит иметь в виду: вовсе не у многих детей к 10- 12 годам уже сформированы устойчивые интересы. С одной стороны, время для поиска есть всегда. Надо предоставлять ребенку широкие возможности для выбора. А с другой - необходимо поддерживать его интерес к выбранному занятию.

      Многое будет зависеть от вашей поддержки, в том числе и материальной. Интересуетесь ли вы, чем занимается ребенок в кружке или секции, какие у него успехи, как складываются там отношения с ребятами, чем ему помочь. Стараетесь ли снабжать всем необходимым для занятий - будь то спортивная форма, ракетка "как у всех" или мольберт и дорогие краски.

 

 

 

            

 

 

Уважаемые родители и гости сайта! 

Если у Вас возникли вопросы или предложения к старшему воспитателю

Гайбадулиной Татьяне Владимировне,

Вы можете задать их с помощью обратной связи!

 

Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»